Навигация и судоходство


Судно на Байкале

Чем занимается гидрография?

Когда была выполнена первая гидрографическая съемка и сделана первая лоция Байкала?

Когда в Иркутске были открыты Адмиралтейство и школа навигации?

Какова длина судоходного пути на Байкале?

Какие волны могут вызывать повреждение судна?

Как классифицируют силу ветра на Байкале?

Какой район Байкала считается самым опасным для судоходства?

Какова продолжительность навигации на Байкале?

Когда началось судоходство на Байкале?

Когда на Байкале появились первые паровые суда?

Когда была самая крупная судовая катастрофа на Байкале?

Когда и где были построены ледоколы «Байкал» и «Ангара»?

Работают ли ледокольные суда на Байкале?

Какое в настоящее время самое крупное исследовательское судно на Байкале?

При каких условиях происходит обледенение судов?

Может ли обледеневшее судно перевернуться?

 

 

 

 

Чем занимается гидрография?

Гидрография изучает форму котловины озера, характер берегов, топографию дна и условия навигации. Интересно образное сравнение Г. В. Дубаха и Р.В. Табера: «Сравним океан с ведром воды, тогда можно сказать, что гидрография изучает самое ведро, а океанография - воду в нем». Гидрографы наносят на карты береговую часть водоема, измеряют глубины, рельеф дна, магнитные скопления и наклонения, приливные колебания уровня, течения и метеорологические элементы.

 

 

Когда была выполнена первая гидрографическая съемка и сделана первая лоция Байкала?

Первая гидрографическая съемка была сделана в конце XVIII в. На участке от дельты Селенги, под руководством Ф. К. Дриженко в 1896-1902 гг. Экспедиция выполнила гидрографическую съемку всего Байкала и составила первую карту судоходных путей. В 1908 г. на основании исследований, которые провела эта экспедиция, главным гидрографическим управлением была издана первая лоция Байкала.

 

 

Когда в Иркутске были открыты Адмиралтейство и школа навигации?

Адмиралтейство в Иркутске было открыто в 1754 г. и просуществовало до 1839 г. Оно осуществляло руководство судоходством и морскими исследованиями не только в Сибири, но и на Дальнем Востоке. При Адмиралтействе существовала Охотская морская команда, которая наряду с другими работами производила топографическую съемку берегов Байкала. Школа навигации и геодезии была открыта в 1754 г.

 

 

Какова длина судоходного пути на Байкале?

На пассажирских и туристических маршрутах - около 1200 миль.

 

 

Какие волны могут вызывать повреждение судна?

Опасна для судна резкая качка (сильный крен и броски). Она вызывается не столько высокими, сколько крутыми волнами. На Байкале штормовые волны всегда крутые, гораздо круче, чем морские.

 

 

Как классифицируют силу ветра на Байкале?

Так как жители Прибайкалья и «моряки» байкальского флота считают Байкал морем, то и классификацию природных явлений применяют морскую. Силу ветра определяют по шкале Ф. Бозфорта.

Штиль - полное отсутствие ветра, дым поднимается вертикально вверх, поверхность воды зеркальная.

1    балл - заметное движение воздуха, колебание листьев на деревьях, слабая рябь на поверхности воды, скорость ветра 2-3 м/с.

2    балла - колебание (полоскание) флага, более заметная рябь и небольшие волны до 20-30 см, скорость ветра 4-5 м/с.

3    балла - слабое покачивание ветвей, на большинстве волн забурунивание, вершины их гребней опрокидываются по всей поверхности воды, высота волн до 1 м и более, скорость ветра 9—10 м/с.

5    баллов - раскачивание кроны и верхней части стволов деревьев, большая часть поверхности воды белая от пены опрокидывающихся волн, местами водяные вихри, высота волн до 1,5 м, скорость ветра 12-14 м/с, слабый шторм.

6    баллов - сильное раскачивание деревьев, трудно передвигаться против ветра на суше и на гребной лодке

на воде, волны до 2 м и более, скорость ветра 18-20 м/с, штормовой ветер. На Байкале известны случаи уноса людей в море, передвигавшихся на гребных лодках.

7    баллов - сильное раскачивание стволов, ломаются ветви деревьев, ветром уносятся различные предметы, мелкая галька и гравий, пыльные бури - выдувание почвенного покрова, скорость ветра 21 -24 м/с, волны до 3-5 м (малым моторным судам нельзя выходить в море) - сильный шторм.

8    баллов - ломаются и выворачиваются с корнем деревья, волны достигают 5-6 м, плавание даже крупным судам на Байкале небезопасно, волны перекатываются через палубы. Сильное раскачивание судов, скорость ветра 25-28 м/с. Зимой по льду автомашины не могут передвигаться против ветра, их перемещает ветром.

9    баллов - деревья выворачиваются с корнем, срываются крыши домов, лодки, лежащие на берегу, уносятся ветром на большие расстояния, разбиваются. Скорость ветра более 29 м/с. Такой ветер зимой взламывает лед до 20 см толщиной. Все суда должны уходить в укрытие, человек держаться на льду не может, его уносит, как поземку. Известны случаи, когда люди, застигнутые ветром на пути из порта Байкал в Листвянку, были сброшены в пучину, в истоке р. Ангары - жестокий шторм.

10    баллов - многочисленные разрушения зданий, сооружений, линий электропередач, массовый повал деревьев в лесу и другие катастрофы, скорость ветра более 30-32 м/с - ураган. Такие разрушительные ветры силой 9-10 баллов, к счастью, на Байкале бывают редко и не на всей его акватории и побережьях. Они отмечаются в южной котловине напротив истока Ангары (обычно северо-западные ветры) и чаще в Малом Море, напротив долины р. Сармы, так же называют и ветер - «сарма» (или «горная). Более сильных ветров на Байкале пока не отмечено.

 

Судоходство на озере Байкал

Какой район Байкала считается самым опасным для судоходства?

Район между северной оконечностью острова Ольхон, Ушканьими островами, Нижним Изголовьем полуострова Святой Нос и мысом Телегина, а также участок Малого Моря напротив долины (ущелья) р. Сармы, пролив Малые Ольхонские Ворота и акватория Байкала к востоку от этого залива. В первом районе наиболее высокие, крутые и часто неупорядоченные волны - до 5-5,5 м и более; во втором - наиболее свирепый, порывистый ветер из всех, какие бывают на Байкале.

 

 

Какова продолжительность навигации на Байкале?

Для пассажирских и грузовых судов обычно с июня по сентябрь. Научно-исследовательские суда начинают навигацию вслед за вскрытием озера ото льда и завершают ее с замерзанием Байкала, то есть, с мая по январь.

 

 

Когда началось судоходство на Байкале?

С 1643 г. Первые семь лет оно было нерегулярным и проводилось только для сбора ясака на кочах и шитиках. С 1650 г. началось постоянное судоходство через Байкал, предназначенное для нужд дипломатических и административных служб.

 

 

Когда на Байкале появились первые паровые суда?

В 1844 г. были построены два буксирных парохода: один с машиной в 30, а другой - в 50 л. с. Нередко случалось, что эти пароходы при сильных встречных ветрах бросали буксируемые баржи, а потом, когда ветер стихал, на второй или третий день, отыскивали их в озере.

 

 

Когда была самая крупная судовая катастрофа на Байкале?

Осенью 1902 г. в районе Малого Моря сильно пострадал пароход «Александр Невский», погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки с семьями. Катастрофа произошла перед мысом Кобылья Голова, при выходе из Малого Моря в Малые Ольхонские Ворота. Ветер сарма развился так стремительно и был таким сильным, что пароход был вынужден обрубить буксиры и оставить баржи на произвол судьбы. Одну баржу, которая шла последней, выбросило на песчаную отмель, и люди на ней спаслись. А две другие баржи выбросило на камни у мыса Кобылья Голова (улус Семисосенный). Было уже холодно, баржи сильно обледенели, и даже те из немногих людей, которым удалось выбраться на берег, погибли от переохлаждения.

Основная же причина катастрофы - недостаточное знание капитаном судна природных особенностей Байкала. Хотя сарма развивается стремительно, но ее природные предвестники, особенно в этом районе, всегда есть. Над вершинами гор собираются неподвижные тучи, и ветер начинается, как только образуется небольшой просвет между вершинами гор и нижней кромкой облаков. Местные жители называют этот просвет воротами. Если ворота открылись - через 20-30 минут начинается ветер. Вот этот промежуток времени уже достаточен, чтобы изготовиться к встрече со стихией. А скопление неподвижных туч, темных, как дождевые облака, начинается за 2-3 часа. Всего этого капитан пострадавшего судна не учел, стремясь быстро обогнуть мыс Кобылья Голова, чтобы укрыться в одной из бухт в проливе. Погибли 172 человека. Само судно чудом сохранилось, стоя у подветренного берега на двух якорях с двигателем, работающим на полный вперед.

 

 

Когда и где были построены ледоколы «Байкал» и «Ангара»?

В самом конце XIX века в Англии фирмой «Амстронг». В разобранном виде их привезли на Байкал и они были собраны на судоверфи в пос. Лиственничное (с 1917 г,-Листвянка). В 1900 г. на воду спущен ледокол «Байкал», а в 1903 г, - ледокол «Ангара». Ледокол «Байкал» имел водоизмещение около 4200 т, «Ангара» - 1400 т. «Байкал» был самым мощным паромом ледокольного типа и вторым в мире судом по мощности, водоизмещению и способности взламывать лед. Эти ледоколы в тяжелой ледовой обстановке совместными усилиями совершали регулярные рейсы, преодолевая лед толщиной до 50-60 см; а лед толщиной до 30-40 см сравнительно легко и каждый в отдельности. Предельная толщина льда, которую преодолевали ледоколы, - от 60 до 100 см.

Ледокол «Байкал» сильно пострадал от пожара во время гражданской войны в 1918 г. у пристани Мысовая, затем был порезан на металлолом. Ледокол «Ангара» сохранился до настоящего времени и находится на вечной стоянке у плотины Иркутской ГЭС.

 

 

Работают ли ледокольные суда на Байкале?

В настоящее время специальных ледоколов на Байкале нет. Маломощные (до 300 л. с.) рейдово-буксирные теплоходы выполняют ледокольные работы, главным образом, на акватории портов да, пока лед тонкий, до 10-15 см, перевозят людей от порта Байкал до Листвянки и обратно. А когда лед становится толще, до 20-25 см, - от порта Байкал до Байкальского музея и обратно по незамерзающей открытой части озера у истока р. Ангары.

 

 

Какое в настоящее время самое крупное исследовательское судно на Байкале?

Судно «Г. Ю. Верещагин» Лимнологического института Сибирского отделения Российской Академии наук, построенное в 1962 г. в Киеве. На Байкал доставлено в разобранном виде, на судоверфи в пос. Листвянка собрано и спущено на воду. С 1964 г. на нем начаты исследовательские работы. Его водоизмещение 560 т, длина 43,6 м, ширина палубы 7,8 м. Оно имеет 6 оборудованных лабораторий, в которых могут одновременно работать 15 исследователей различных специальностей. Это современное судно оснащено эхолотами, радиолокаторами, судовыми дистанционными метеостанциями, гидрологическими глубоководными лебедками, траловой лебедкой, глубоководным якорным устройством, позволяющим стать на якорь на любой глубине Байкала, и другим экспедиционным и навигационным оборудованием.

 

 

При каких условиях происходит обледенение судов?

Обледенение судов происходит при морозном парении, при выпадении дождя и мокрого снега и от брызг при шторме, когда температура воздуха ниже точки замерзания воды. Если вода, попадающая на палубу и надстройки судна, имеет температуру, близкую к нулю, она при соприкосновении с твердыми предметами быстро превращается в лед, который покрывает судно сплошной ледяной коркой. Нарастание льда идет обычно очень быстро. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивании движущегося судна при ветре более 5 баллов, температуре воздуха ниже точки замерзания воды и температуре воды, близкой к точке ее замерзания.

 

 

Может ли обледеневшее судно перевернуться?

Может, если надводная часть станет тяжелей подводной и центр тяжести переместится выше ватерлинии.

В связи с обледенением судов на Байкале в осенне-зимнее время навигация прекращается довольно рано. Малые исследовательские суда вынуждены ограничивать район экспедиций не далее 20 км от бухт, заливов, других убежищ.

 



Рейтинг: 0 Голосов: 0 3235 просмотров

Похожие статьи:

Ангара - дочь БайкалаГолубые дороги