Во всех величинах, во всех ипостасях
Есть вещи, которые представить нельзя не потому, что мы не готовы к таким представлениям, а потому, что представления отказываются складываться в картину. Нельзя предположить, чтобы не было Байкала, чтобы Природа двадцать или двадцать пять миллионов лет назад распорядилась этой землей по-иному и эволюция озера, заселение его и ваяние пошло другим путем.
А если нельзя представить - то зачем предлагать подобные упражнения и толочь байкальскую воду в ступе? Здравый смысл заставляет нас исходить из того, что есть, а не из того, что могло быть, и уж тем более - чего быть не могло. Это и логично и справедливо. Но в таком случае разве не справедливо, согласившись с неизбежностью Байкала при сотворении Земли, отказаться представить, что человек мог замыслить и принялся осуществлять его уничтожение?
А ведь мог и посмел. Сначала он решил было взорвать подводную скалу в истоке Ангары, дабы спустить Байкал подобно тому, как спустили Севан; затем, когда такое каким-то чудом не удалось, принялся превращать его в промышленную помойку. Это ведь тоже по всей логике вещей в подлунном мире представить нельзя, и когда-нибудь человек откажется в это верить-если бы мы с вами не были тому свидетели.
В этой книге приводятся слова Николая Спафария, русского посла в Монголии и Китае, одного из первых ученых людей, вкусивших байкальские воды: «А вода в нем зело чистая, что дно виднеется многие сажени в воде, и к питию зело здрава...» «Все богоделанно», - вырывается у протопопа Аввакума при взгляде на байкальские берега. Великое и таинственное обязательно обрастает легендами, и до прихода русских жившие в Прибайкалье тунгус и бурят в своем восхищении, страхе и почитании воззвали к Байкалу столькими заклинаниями, благодарениями и сказами, что от них, должно быть, и возникают столь частые на Байкале миражи, хотя автор этой книги и объясняет их по-другому.
Чуть не тысяча ответов на тысячу вопросов, в которых предстает перед нами книга, - это все или почти все о Байкале. Это Байкал вдоль и поперек, в животном и растительном мирах, в водном и подводном царствах, в истории, географии, режиме жизни и способах изучения и освоения «священного моря». Более тридцати лет проработал Григорий Иванович Галазий, автор книги, директором Лимнологического института на берегу Байкала, многие годы и силы отдал его защите от технократии и научной плутократии, и кому, как не ему, у кого весь Байкал в руках (и добавим -в дружбе), и взяться было за составление подобной энциклопедии. Это выполненный долг не только перед читателями и специалистами, но как бы исполненное поручение самого Байкала: вот я какой, вот что во мне есть - быть может, это поможет вам оценить меня по достоинству.
Байкал тут предстает, разумеется, в физических характеристиках и материальном лике. Но - не только. «Святость» его должна ощущаться и в любви, с какой написана книга, и в оговорках отнюдь не научного свойства, свидетельствующих о благоговейности и даже растерянности ученого перед предметом своего изучения. Многие тайны Байкала в книге объяснены и открыты, многое, вероятно, еще ждет объяснения, но многое никогда не будет объяснено. К примеру, ничем, в том числе и словом, нельзя вывести точное содержание духовного влияния природы на человека, распознать идущие от нее энергетические токи внутреннего высветления. Тем более - на Байкале, который есть одно из высших творений Природы. Одна часть в нем способна поддаться пониманию, другая - только вниманию. Как скальпель, сколько бы ни раздвигал он ткань, не сможет достичь души, так и человеческий разум останавливается перед заповедностью немолекулярного вещества. Тот, кто объявляет его несуществующим, кто не в состоянии почувствовать его действие, тот и отписывает Байкал в разряд обычного месторождения полезного ископаемого, требующего переработки. Когда бы Байкал был простой водой (если бы даже он был только водой) -перед одним этим богатством надо благодарственно застыть в изумлении, как перед поспевающим ежегодно без высева хлебным полем и рыбой, лесом и камнем.
Работа Г. И. Галазия, предлагая огромную информацию о Байкале, не только расширяет наши знания о нем,но и подвигает к ощутительному пониманию законов нашего соседствования с ним, нашего взаимоприсутствия друг в друге. И тут нет мистики, тут реальность, но - реальность одухотворенной жизни.
Байкал - одно из самых звучащих сегодня в мире слов. Произносится оно то с тревогой, доходящей до отчаяния, то с пробуждающейся надеждой. Нет сомнения, что эта книга поможет ему звучать точнее и чище.
Валентин Распутин
Герой Российской Федерации