Железнодорожный транспорт. Кругобайкальская железная дорога
Когда завершилось строительство Кругобайкальского участка Транссибирской железной дороги?
Как осуществлялась связь между восточным и западным участками Кругобайкальской железной дороги?
Когда и зачем по льду Байкала строили железную дорогу?
Какова длина Кругобайкальского участка железной дороги?
Сколько тоннелей было построено на байкальском участке дороги?
Когда завершилось строительство Кругобайкальского участка Транссибирской железной дороги?
Исполнилось 100 лет с того времени, как по железной дороге в Иркутск пришел первый поезд. Транссибирская железная дорога подошла к Байкалу у истока Ангары в 1900 г. Одновременно с западным участком этой дороги от ст. Посольская на восток, в сторону Верхнеудинска и Читы, строился восточный участок. Строительство Кругобайкальского участка дороги от порта Байкал до ст. Посольская велось с 1900 по 1904 гг., постоянное движение поездов началось в 1905 г.
Как осуществлялась связь между восточным и западным участками Кругобайкальской железной дороги?
До смыкания восточного и западного участков связь между ними осуществлялась с помощью ледокола-парома «Байкал». «Байкал» принимал на себя целиком железнодорожный состав прямо с магистральных путей. На противоположной стороне, на восточном берегу озера, были устроены подъездные пути на ст. Мысовая и Танхой. Зимой переправа работала до Танхоя, а летом - до Мысовой. В связи с тем, что Кругобайкальский участок дороги имеет довольно сложный профиль и множество тоннелей, движение поездов часто прерывалось. Поэтому паромная переправа действовала как резервная и вспомогательная еще в течение многих лет до первой мировой войны и позже, до того времени, когда ледокол-паром «Байкал» пострадал от пожара в 1918 г.
Когда и зачем по льду Байкала строили железную дорогу?
В связи с тем, что к 1904 г. (к началу русско-японской войны) Кругобайкальский участок дороги не был построен, для перевозки военных грузов в январе-феврале 1904 г. по льду Байкала от пристани Малый Баранчик (ныне порт Байкал) до ст. Танхой прокладывалось железнодорожное полотно протяженностью 41 км.
Какова длина Кругобайкальского участка железной дороги?
От ст. Байкал до ст. Посольская, где железная дорога отходит от Байкала и поворачивает на восток, - более 300 км. В настоящее время она стала короче почти на сотню километров, так как после строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка дороги вдоль Ангары от Иркутска до Байкала, новая дорога прошла по долинам рек Иркута и Олхи до ст. Слюдянка. При этом участок Кругобайкальской дороги от ст. Байкал до ст. Култук и даже несколько дальше стал тупиком.
Сколько тоннелей было построено на байкальском участке дороги?
Самый длинный тоннель под п-вом Половинным - около 900 м. При однопутной дороге 39 тоннелей. После постройки второго пути количество тоннелей и различных инженерных переходов достигло 63. Общая длина всех тоннелей около 6,5 км. В настоящее время на этом участке сохранен только один путь, и дорога работает с очень малой нагрузкой. Между тем, с точки зрения специалистов, она представляет собой уникальное сочетание практически всех видов путевых инженерных сооружений. Этот участок мог бы служить прекрасным учебно-практическим пособием для студентов железнодорожных вузов и музеем инженерно-строительного искусства. Здесь много живописных уголков и пустующих зданий, где можно разместить туристические базы, зоны отдыха и спорта и т. п. Но все это в запустении.