Кто изучает Байкал
Открытие — установление неизвестных ранее закономерностей, свойств и явлений, вносящих коренные изменения в уровень познания окружающего мира.
Изобретение — новое техническое решение задачи в любой области человеческой деятельности.
Патент — документально подтверждённое и зарегистрированное авторское право на использование изобретения.
Познание окружающего мира — важнейшая часть развития человечества. Знания помогают людям понять, как устроен окружающий мир. Они дают возможность находить новые источники энергии, создавать различные машины, улучшать условия труда и отдыха.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать учёным? Будущие учёные любознательны. Они любят задавать вопросы. Если вам интересно, например, почему в Байкале такая чистая и прозрачная вода, или откуда в нём появилась нерпа, почему в озере такое большое разнообразие животных, каким образом на его берегах образовались горные хребты и долины, и вы хотите найти на них ответы, то у вас есть задатки учёного.
Научная работа делится на 3 части: постановка научной задачи, работа в научных экспедициях, исследования в лабораториях. В экспедициях учёные занимаются наблюдениями за явлениями природы, собирают образцы воздуха, воды, почвы, минералов и горных пород, растений и животных, проводят измерения различными приборами. В лабораториях они изучают собранные образцы с помощью более сложных приборов, обсуждают полученные результаты на семинарах, конференциях, пишут статьи, книги, диссертации, решая поставленную научную задачу.
Научные исследования могут приводить к открытиям и изобретениям, которые представляют собой огромную ценность. Право на использование изобретения — патент — присваивается авторам — научным сотрудникам, инженерам, студентам, и даже школьникам, если они соавторы изобретения.
Приведём лишь несколько примеров использования научных исследований и изобретений. Учёные Лимнологического института* определили в Байкале оптимальную глубину и способ забора воды для питьевых целей, а затем зарегистрировали патент. Компании по производству воды купили патент. Следуя описанному в патенте способу, они извлекают воду из озера, разливают в пластмассовые бутыли разного объёма и продают населению. В настоящее время чистую байкальскую воду можно купить не только в магазинах Иркутска, но и в других городах России и за рубежом. Всё больше людей на Земле испытывают недостаток в чистой питьевой воде, поэтому работа учёных Лимнологического института имеет огромное значение для всего человечества.
Учёные изучили особенности питания, размножения и развития байкальского омуля в искусственных условиях. На основе этих знаний на Байкале были построены рыборазводные заводы, где из икры омуля выводят и подращивают мальков, а затем выпускают в Байкал, пополняя запасы этой ценной рыбы.
Сотрудники Лимнологического института активно работали в проекте по электрификации острова Ольхон. В частности, они участвовали в проведении высоковольтного электрического кабеля через пролив Ольхонские ворота. Для уменьшения влияния электрокабеля на природу Байкала они * отказались от дорогостоящей техники для подводных работ и предложили прокладывать кабель в пластиковой трубе. Эти и другие технические находки и изобретения помогли сохранить места обитания байкальских рыб в проливе и сэкономили 100 млн рублей.
Открытия учёными Института Земной коры минеральных источников вокруг Байкала привели к строительству в этих местах санаториев и домов отдыха. С помощью иркутских учёных был построен замкнутый цикл использования воды на Селенгинском целлюлозно-картонном комбинате. В результате загрязнённая вода не сбрасывается в реку Селенга, а очищается и снова используется в производстве.
Для учёных Байкал — один из самых интересных природных объектов на нашей планете. Каждый год в байкальских экспедициях участвуют геологи, химики, физики, географы, биологи не только из России, но из многих стран мира. На конференциях, международных совещаниях они представляют результаты своих научных исследований по истории формирования Байкала, геологическому строению его берегов и дна, по разнообразию растительного и животного мира, влиянию хозяйственной деятельности на озеро и его обитателей и многим другим темам.
Изучением озера Байкал занимаются многие научно-исследовательские институты и университеты как в России, так и за рубежом. Только в Иркутском научном центре Сибирского отделения Российской академии наук находится 10 научных учреждений, исследующих Байкал и его побережье. Познакомимся с некоторыми из них.
Байкальский музей занимается изучением истории развития жизни на Земле и Байкале. В музее имеются единственные в мире аквариумы, соединенные с озером системой проточной воды. В дендропарке музея выращивают редкие и исчезающие виды байкальских растений. Сотрудники музея совершают погружения в аквалангах и на подводных обитаемых аппаратах для исследования и сравнения особенностей обитания байкальских растений и животных в природных условиях и в аквариумах.
Байкальский музей ведёт также очень важную просветительскую работу. Его специалисты знакомят посетителей с экспозициями музея, проводят научные и познавательные экспедиции по Байкалу с учёными, школьниками, студентами из многих стран мира.
В музее имеется Экологический образовательный центр с цифровыми микроскопами. В центре проводятся занятия по экологии и байкаловедению для школьников и студентов.
Институт земной коры занимается изучением строения, происхождения, и развития земной коры*.
Сотрудники института регистрируют силу землетрясений, оценивают изменения поверхности Земли после землетрясений, определяют их влияние на плотины, мосты, железно-дорожное полотно и другие инженерные сооружения. Учёные института открывают и исследуют запасы полезных ископаемых, в том числе, нефти, алмазов, золота. Изучая горные породы, остатки древних растений и животных, они восстанавливают историю развития озера, определяют возраст гор, обрамляющих Байкал.
Институт проводит большую работу по изучению минеральных источников Сибири и Байкала. Многие сибирские минеральные источники по своим целебным свойствам превосходят знаменитые источники Мацесты на Чёрном море.
Институт географии исследует рельеф байкальских берегов, климат и погоду, реки, формирующие огромную водную массу Байкала. Важнейшее направление работы института — ландшафтное планирование. Ландшафтное планирование на Байкале — научное обоснование таких способов использования земель байкальского побережья, которые приносят природе озера минимальный вред. Институт географии обосновал и разработал систему экологического зонирования земель вокруг Байкала. Согласно этому зонированию побережье Байкала относится к Центральной экологической зоне. В этой зоне запрещается развивать химическую промышленность, проводить новые разработки полезных ископаемых и другие виды хозяйственной деятельности, которые могут навредить озеру.
Институт геохимии занимается изучением химического состава и свойств горных пород • и донных отложений в Байкале. Полученные результаты исследований раскрывают особенности геологической истории озера. Несколько лет институт возглавлял международную экспедицию "Бай-кал-бурение". Бурение дна Байкала до глубины 600 м и изучение донных осадков позволило "заглянуть" в глубину веков и расшифровать климатические и геологические изменения в районе озера за последние 8 млн лет. Важнейшее направление института — оценка химического загрязнения Байкальской территории. По результатам многочисленных экспедиций сотрудники института создали карту загрязнения ртутью реки Ангара и Братского водохранилища. Ртуть поступала в водоёмы в результате работы крупного промышленного предприятия "Усольехимпром". Данные, полученные учёными, помогли закрыть цех, загрязняющий окружающую среду ртутью.
Лимнологический институт изучает разнообразие растительного и животного мира озера, по остаткам растений и животных в донных осадках расшифровывает климат прошлого. Многие годы институт ведёт наблюдения за качеством байкальской воды и воздуха, сравнивая их характеристики в прибрежных районах и в центре озера. Лимнологический институт вносит значительный вклад в решение проблемы охраны озера Байкал: он был инициатором и участником разработки Федерального закона об охране озера Байкал, много сделал для включения Байкала в Список объектов всемирного природного наследия.
Занимаются наукой на Байкале и другие научные организации. Так, Институт биологии при Иркутском государственном университете уже более 60 лет изучает изменения численности и биологической массы обитателей Байкала — водорослей, ракообразных, рыб.
Ботанический сад Иркутского государственного университета занимается сохранением видов редких растений, растущих на берегах озера, создает на своей территории живые коллекции байкальских растений.
Институты, изучающие Байкал, находятся также в республике Бурятия, в Читинской области, в Москве, Санкт-Петербурге, во многих зарубежных странах.
Подведём итоги
Задатки настоящего учёного — любознательность и трудолюбие. Научная работа делится на три части — постановка научной задачи, работа в экспедициях и работа в лабораториях. Результатом научной работы могут быть статьи, диссертации, книги, а также изобретения и открытия, которые используются в хозяйственной деятельности. Байкал изучают десятки институтов, как в России, так и за рубежом.
В Иркутском научном центре работают 10 научно-исследовательских организаций, изучающих озеро Байкал и его побережье.
Проверьте свои знания
1. Для чего людям нужны научные исследования, новые знания?
2. Какими качествами должен обладать будущий учёный? Что представляет собой научная работа?
3. Какие учреждения, изучающие Байкал, вы знаете? Чем они занимаются? Заполните таблицу:
Название учреждения | Исследования, проводимые в учреждении |
4. Приведите примеры научных достижений, которые используются в хозяйственной деятельности на Байкале.
Запишите в словарик
Открытие
Изобретение
Патент
* Лимнология — наука об озёрах. Лимнологический институт — научная организация, изучающая озёра.
* Земная кора — верхний твёрдый слой Земли.