Река и люди. Из истории изучения и освоения Ангары


Пароход по Ангаре

Бассейн Ангары был издавна заселен человеком. Находки археологов свидетельствуют, что еще в палеолите (за несколько десятков тысяч лет до н.э.) по Ангаре и ее крупным притокам существовали поселения людей. На берегах рек до сих пор обнаруживают следы их существования: стоянки, городища, курганы, могильники, оросительные сооружения, рисунки на стенах пещер и на скалах.

К началу XVII в. в бассейне Ангары жили, главным образом, кочевые эвенкийские (тунгусские) и бурятские племена. Прекрасными знатоками рек были эвенки: совершая многокилометровые кочевки, они ясно представляли себе сложную гидрографическую сеть на огромных пространствах Приангарья и прилегающих районов Восточной Сибири.

Систематическое изучение и освоение Ангары началось с приходом сюда русских и включения Приангарья в состав России в первой половине — середине XVII в. Именно Ангара, называвшаяся тогда Верхней Тунгуской, обеспечила возможность освоения региона: по ней, единственной в то время транспортной артерии, осуществлялось продвижение русских в Приангарье. Российские первопроходцы вышли на Ангару в первой четверти XVII в., когда на Енисее, вблизи ангарского устья, казачьими отрядами под командованием П. Албычева и Ч. Рукина в 1619 г. был основан Енисейск — форпост дальнейшего присоединения сибирских земель к России.

В 1628 г. известным землепроходцем П.Бекетовым в нижнем течении Ангары в устье реки Рыбной закладывается первый ангарский острог — Рыбинский. Атаман И.Галкин в 1630 г. основывает в Среднем Приангарье на Илиме Илимский острог, откуда уходил важный волок на Лену. В следующем 1631 г. М.Перфильевым на Ангаре, вблизи впадения Оки выстроен Братский острог. Продолжается продвижение к Байкалу с сооружением в устье Иркута в 1652 г. И.Похабовым Иркутского зимовья, в 1661 г. Я.Похабовым — Иркутского острога, в 1654 г. О.Фирсовым — Балаганского острога, в 1669 г. — Усольского зимовья и Идинского острога. На Уде был заложен Удин-ский острог (1648 г.), на Белой — Бельский

острог (вторая половина XVII в.). Таким образом, в 50-х годах XVII в. вся линия Ангары оказалась занята русскими острогами и поселениями. Территория ангарского бассейна навсегда вошла в состав России.

Присоединение Сибири к европейской цивилизации имело, пожалуй, не меньшее значение для познания земного шара, чем открытие Америки или морского пути в Индию. Сведения сибирских землепроходцев об открытых землях обогатили науку, в том числе, науку о реках. В их записках и «скасках» приводились характеристики условий судоходства, описания речных берегов и рыбных богатств. Собранные землепроходцами материалы послужили основой для составления первых описаний и карт Приангарья, которые появились уже во второй половине XVII в. Первая «Чертежная роспись» водного пути по Ангаре с указанием основных притоков и порогов сделана П.Головиным. Затем, в 1667 г. Ангара была изображена на составленном П.Годуновым «Чертеже всей Сибири», а в 1698 г. — на выполненном С. Ремезовым «Чертеже всей Сибири» и в «Чертежной книге» — первом сибирском географическом атласе.

Научное изучение Ангары началось с первой половины XVIII в. Геодезистом П.Чичаговым в 1725 — 1730 гг., выполнена первая инструментальная съемка Ангары. Первое научное описание реки дала правительственная экспедиция Д.Мессершмидта, работавшая в Сибири в течение 1720-1727 гг. Большое значение для изучения Ангары имели исследования И.Гмелина, С.Крашенинникова, Г.Миллера. В конце XVIII в. было опубликовано описание Прибайкалья, сделанное академиком П.Палласом. Однако, детальное изучение Ангары и ее бассейна началось лишь в середине XIX в., когда в Приангарье пришла экспедиция А.Мидцендорфа, составившая его ценнейший общегеографический очерк. Основы геологического изучения бассейна Ангары были заложены И.Черским, А.Чекановским, П.Яворским, В.Обручевым.

Специальные описания рек — так называемые гидрографические работы — в конце XIX — начале XX вв. были сосредоточены, в основном, в ведомстве путей сообщения, так как реки имели значение, прежде всего, как транспортные пути. В 1887-1889 гг. изыскательская партия М.Чернцова произвела первое полное гидрографическое описание Ангары. Результатом этих работ стал «Атлас реки Ангары» — фундаментальный труд, не потерявший научного значения и сейчас. Произведенные изыскания позволили точно нанести Ангару и ее главные притоки на географические карты, которые были уточнены только в 40-е — 50-е годы XX в. в результате аэрофотосъемки.

В начале XX в. на Ангаре стали проводиться специальные регулярные гидрологические наблюдения за уровнями воды, стоком, температурой воды и т.д. Самые первые такие наблюдения за уровнем реки начались в Иркутске в 1886 г. За первую половину нынешнего века Иркутским и Красноярским управлениями гидрометслужбы организованы систематические наблюдения на большинстве крупных и средних рек ангарского бассейна.

Первую попытку разработки схемы использования гидроэнергоресурсов Ангары предпринял А.Вельнер в 1920 г. в работе, выполненной по заданию ГОЭЛРО. С 1930 г. начались систематические изыскательские и исследовательские работы по изучению гидроэнергетических ресурсов Ангары, которыми занимались Восточно-Сибирское и Московское отделения Гидропроекта под руководством И.Александрова, В.Малышева, Н.Колосовского. В послевоенные годы работы в этом направлении активизировались, и в 1953 г. была составлена схема использования гидроэнергоресурсов Ангары, включающая шесть ГЭС от Байкала до Енисея.

В последние десятилетия исследования водных ресурсов бассейна Ангары, их использование и охрана приобрели особенно большой размах. Многочисленные водные изыскания и проектные работы проводятся в связи со строительством промышленных предприятий и мелиоративных систем. Развивается сеть гидрологических, гидрохимических и гидробиологических наблюдений Госкомгидромета. Контроль за источниками сбросов в водные объекты осуществляют Иркутский областной и Красноярский краевой комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. Информацию об использовании водных ресурсов собирают и систематизируют Ангаро-Байкальское и Енисейское водохозяйственные управления.

Все более разносторонними становятся научные исследования. Особую актуальность приобретает углубление знаний о природных режимах водотоков и водоемов ангарского бассейна, прогнозирование их экологического состояния, определение оптимальных мероприятий по их сохранению и восстановлению. Важные фундаментальные и прикладные работы в этих направлениях ведут институты Сибирского Отделения РАН: Иркутского научного центра (географии, Лимнологический, земной коры, Сибирский энергетический, ге

охимии) и Красноярского научного центра (биофизики, леса и древесины). Большое значение имеют научные исследования вод При-ангарья, выполняемые подразделениями Иркутского и Красноярского университетов (НИИ биологии, Вычислительные центры, географический и биологический факультеты), рядом других вузов, ведомственных институтов (ВостСибНИИпроект, экологической токсикологии, НИИ гидротехники, ВостСибНИИ-ГИМ и др.).

Одновременно с изучением рек ангарского бассейна шло их освоение. На протяжении первых столетий после присоединения Восточной Сибири к России главной функцией Ангары оставалась воднотранспортная: несмотря на опасные дороги и шиверы, вся связь с Западной Сибирью осуществлялась по Ангаре вплоть до прокладки сухопутного Московского тракта. Долог и труден был путь через ангарские пороги: при самых благоприятных обстоятельствах путешествие вниз по реке от Иркутска до Енисейска занимало 15 дней, но нередко суда неделями стояли перед порогами, дожидаясь высокой воды. Зачастую они разбивались на страшных порогах в среднем течении реки у Братска. И все же за навигацию по Ангаре проходило вниз до 250 судов. Еще более тяжким был путь против течения, поскольку на всем протяжении реки суда тянули бечевой, а на порогах поднимали воротом. В среднем и нижнем течении реки до сих пор можно заметить старые грунтовые дороги, которые местные жители называют бечевниками.

Е1еудивительно, что с созданием в середине XVIII в. Московского тракта сквозной водный путь по Ангаре был, в основном, оставлен. Судоходство сохранилось лишь на участке Иркутск-Братск, лишенном порогов.

Первый пароход прошел по Ангаре в 1844 г., а в конце XIX в. между Иркутском и Братском установилось регулярное пароходное сообщение. В это же время были сделаны последние попытки проложить по Ангаре сквозной водный путь. Промышленником А.Сибиряковым на порогах Ангары были установлены специальные суда — туеры, поднимающиеся через пороги по цепям, укрепленным на дне якорями. Однако, на самом грозном пороге — Падунском — туер установить не удалось, и грузы перегружались на обходной рельсовый путь длиной 2,5 км. Поэтому вскоре после строительства железной дороги туерное пароходство на Ангаре было прекращено, как убыточное. Нижняя же часть Ангары была постепенно освоена пароходами со стороны Енисея.

Рыбный промысел на Ангаре всегда имел, в основном, подсобный характер, что объясняется сравнительно низкой продуктивностью реки. Тем не менее, здесь водились ценные виды рыб — стерлядь, сиг, осетр, хариус, ленок, таймень и др., широко использовавшиеся местными жителями для личного потребления. Необоснованное наращивание рыбного промысла в 40-е — 50-е годы нашего столетия подорвало рыбные запасы в Ангаре, а создание каскада водохранилищ высоконапорных ГЭС и загрязнение реки сточными водами нанесли сильнейшие удары по рыбному хозяйству Приангарья. И, тем не менее, местные жители до сих пор с избытком обеспечивают себя свежей и соленой рыбой, прежде всего, хариусом.

Сфера хозяйственного использования рек ангарского бассейна особенно расширилась в XX в. В 30-е годы большое значение приобрело применение Ангары и ее притоков для лесосплава. Его расцвет пришелся на 50-е — 70-е годы, когда для «бесплатной» транспортировки заготовляемого леса использовались, практически, все крупные и средние реки бассейна, пересекаемые железными дорогами. Общая протяженность путей молевого сплава достигала 2,5 тыс.км, а плотовый сплав велся только по Ангаре. И лишь в 80-е годы, с ростом экологического сознания общества, объем молевого сплава и число сплавных рек быстро уменьшаются.

по Ангаре

На рубеже XIX и XX вв. вода Ангары и других рек начинает применяться для централизованного водоснабжения железнодорожных станций и городов. Первый маломощный городской водопровод был построен в Иркутске в 1905 г. Для развивающейся промышленности требовалось все больше воды, поэтому наиболее быстро растут города на Ангаре и ее основных притоках. С конца 40-х — начала 50-х годов в Приангарье размещаются крупные производства самых водоемких отраслей индустрии. Одновременно с ростом водопо-требления увеличиваются объемы промышленных и коммунальных сточных вод, загрязняющих Ангару и ее притоки.

Массовое развитие гидромелиорации — орошения и осушения земель — начинается в 50-е — 60-е годы. Интересно отметить, что в бассейне Ангары искусственное орошение сенокосов и полей первым применил давно исчезнувший народ курыканы, населявший Приангарье еще в VI-IX вв. н.э.: остатки примитивных оросительных систем сохранились до сегодняшних дней в Кудинской степи.В начале 50-х годов началось практическое освоение потенциальных гидроэнергетических ресурсов Ангары. Вслед за строительством Иркутской ГЭС (начало сооружения 1950 г. — ввод в эксплуатацию первого агрегата в 1956 г.) возводятся мощные Братская (1954-1961) и Усть-Илимская (1962-1974) ГЭС. В 1974 г. начались подготовительные работы по сооружению Богучанской ГЭС. Крупное гидроэнергостроительство коренным образом преобразовало не только экономику Приан-гарья, но и естественный водный режим реки.



Рейтинг: 0 Голосов: 0 2677 просмотров

Похожие статьи:

О БайкалеОзеро Байкал

ПтицыБольшая поганка (чомга)

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!